Шерлок Холмс (Sherlock Holmes)
Сообщений 1 страница 10 из 19
Поделиться22009-12-27 18:57:27
Отбросив стереотипы.
Чтобы получить максимальное удовольствие от просмотра нового фильма Гая Ричи необходимо за пять минут до сеанса отбросить все свои стереотипы и старые представления о великом сыщике и его верном друге. Ведь «Шерлок Холмс» Гая Ричи это полностью коммерческий, развлекательный продукт «Уорнер Бразерс» — первая серия будущего детективно-комедийного франчайза, рассчитанного, прежде всего, на американский рынок. В классической экранизации произведений сэра Артура Конан Дойля уже давно все сказано, и превзойти гениальную 6-ти серийную постановку Игоря Масленникова с Василием Ливановым и Виталием Соломиным, никто не сможет в обозримом будущем. Да, в США лучшими экранизациями до сих пор считаются «Критическое решение» 1976 г. дважды номинированное на «Оскар» с великими Лоуренсом Оливье, Робертом Дювалом и Аланом Аркиным в главных ролях и «Частная жизнь Шерлока Холмса», поставленная в 1970 г. не менее великим Билли Уайлдером, но это только потому, что наш сериал там просто не известен.
Сразу необходимо отметить, что ничего общего с этими классическими фильмами, кроме основных персонажей и места действия, «Шерлок Холмс» Гая Ричи не имеет, так как сценаристы основывались не на 56 рассказах и 4 романах о великом сыщике, а на 7-страничной истории, придуманной в 2006 г. одним из топ-менеджеров «Уорнер Бразерс» Лайонелом Уиграмом в стиле романов Дэна Брауна с их символизмом, мистическими ритуалами и заговорами тайных обществ.
Неклассический Шерлок Холмс.
Сюжет фильма интригует с самого начала просмотра. 1891 г., Лондон, Шерлок Холмс и его испытанный помощник доктор Ватсон только что арестовали адепта черной магии лорда Блэквуда, убившего пять человек во время ритуалов черной мессы. Перед казнью Блэквуд предупреждает, что смерть не властна над ним и его великим дьявольским планом. И действительно, неприятности в Туманном Альбионе продолжаются. Скотланд-Ярд и бестолковый инспектор Лестрейд снова вынуждены обратиться за помощью к Холмсу. На этом фоне в Лондон неожиданно возвращается его прежняя любовь — загадочная американка Ирэн Адлер, которая до сих пор привлекает его. Но на чьей стороне Ирэн и в чем суть коварного замысла темного лорда? Об этом мы узнаем только в финале фильма.
Конечно, с первой сцены бросается в глаза полная неклассичность Шерлока Холмса, затрагивающая и внешность и особенности его характера. Гай Ричи специально выбрал для этой роли не английского актера, а Роберта Дауни мл., потому что именно он имеет всем известную особенность привносить личное прочтение в любой персонаж, которого играет. Холмс в интерпретации Дауни — не холодный уравновешенный интеллектуал, блестяще владеющий дедукцией, к которому мы все так привыкли в классических экранизациях. Персонаж Дауни — забавный эксцентричный проходимец, военный художник, боксер, фехтовальщик, специалист по тай-чи, который, кажется, не думает вообще. Правда, в фильме есть герой полностью соответствующий описанию Шерлока Холмса из рассказов Конан Дойля — лорд Блэквуд, в исполнении Марка Строна. Поражает насколько этот непризнанный гений, страдающий манией величия и приносящий жертвы в дар Люциферу, своим внешним видом, манерой держаться, голосом и интонациями подходит под классические представления о великом сыщике. Что же касается доктора Ватсона, блестяще сыгранного Джудом Лоу, то здесь мы увидим практически полное, во всех смыслах, попадание в образ своего героя.
Отношения между Холмсом и Ватсоном в фильме также далеки от классических. К сожалению, мы так и не услышим замечательной фразы: «элементарно, мой дорогой друг Ватсон», ведь отношения главных героев скорее построены на конкуренции, чем на покровительственном отношении Холмса к Ватсону. Кроме этого, Холмс забавно ревнует доктора к его возлюбленной Мэри, которую играет очень популярная в Англии молодая актриса Келли Райли. Да, помимо динамизма и детективного сюжета в «Шерлоке Холмсе» немало юмора, но это не его утонченный английский вариант, а скорее что-то в стиле юмора французского инспектора Клюзо из «Розовой пантеры». Самое смешное, что сценаристы фильма, сами того не подозревая, обыграли многие представления о Холмсе и Ватсоне, которые хорошо нам знакомы по серии известных анекдотов, в том числе и тонкий гомоэротичный подтекст их отношений. Поэтому, во время сеанса на предпремьерном показе фильма в кинотеатре я смеялся больше всех в зале, каждый раз вспоминая очередной анекдот про Холмса и Ватсона, подлинный смысл которых я так и не смог передать удивленным американским друзьям после сеанса. Порадовало и то, что в конце фильма специально обозначена тень главного врага всей жизни Шерлока Холмса — профессора Мориарти, который будет противостоять ему во второй части франчайза.
В целом фильм снят в характерном стиле ранних работ Гая Ричи и когда Вы увидите эффекты замедления-ускорения, услышите знакомую ирландскую народную музыку на заднем плане, то сразу вспомните «Большой куш» и «Карты деньги, два ствола». Минусов в «Шерлоке Холмсе» немного, но они есть. Во-первых, его женские персонажи на фоне таких колоритных мужчин, как: Дауни, Лоу и Строн смотрятся довольно блекло. Гаю Ричи и до брака с Мадонной никогда не удавались женские образы, о чем он сам говорил неоднократно. После развода ситуация стала еще более запущенной. Весь фильм у меня было такое ощущение, что режиссер просто издевается над американской любовью Холмса, в исполнении Рейчел МакАдамс. Рейчел, совсем недавно так блиставшая в «Жене путешественника во времени», в «Шерлоке Холмсе» смотрится бледной копией самой себя полугодовой давности. В рассказе Конан Дойля великий сыщик восхищался Ирэн Адлер за ее ум, в фильме он восхищается другими ее достоинствами, но режиссер так и не дает нам понять, что заставило Холмса изменить всем своим монашеским принципам и влюбиться именно в эту женщину. Во-вторых, мне не понравился Лондон, каким он показан в «Шерлоке Холмсе». Увы, но мода на «The dark», начатая в мировом кинематографе с «Темного рыцаря», заставила Ричи воссоздать не аристократичный, фешенебельный Лондон конца XIX века с великолепием Вест-Энда, а всего лишь его тусклую, грязную, нищую, индустриальную изнанку — Ист-Энд, в узнаваемом стиле Gotham City.
Итог.
Легкое, динамичное, остроумное кино с любимыми с детства персонажами, прекрасными актерскими работами и узнаваемым режиссерским почерком Гая Ричи, которое доставит немалое удовольствие при просмотре, если отбросить старые представления о великом сыщике и прочесть в Интернете последние анекдоты о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне.
Поделиться32009-12-27 18:59:46
Теория заговора
Еще, пожалуй, никогда персонаж Шерлока Холмса не представал в кино именно в таком виде. Роберт Дауни младший прекрасно и органично вписался в образ, подав бунтарский темперамент и сохранив основные канонические черты, подав с одной стороны совершенно другого, а с другой — именно того самого Холмса, чей дедуктивный метод всегда восхищал и поражал. Впрочем, и такого Ватсона, как изобразил Джуд Лоу, мы тоже навряд ли могли видеть во всех предыдущих экранизациях. Типаж оправдывает и свое прошлое, и непосредственную незаменимость, как напарника. Это не приложение к Холмсу, словно тень снующая по пятам то и дело восхищающаяся дедукцией, это теперь полноправный участник настоящего дуэта, столь же важный, как и сам Шерлок, и уступающий лишь место на сцене в наиболее ключевой и кульминационный период, где проявлять себя должен все-таки главный герой произведения.
Гай Ричи сделал из Шерлока Холмса героя в типаже Тони Старка (Железного человека), так что исполнителю главной роли не слишком нужно было отходить от образа, уже стол полюбившегося публике. Когда Холмс берется за расследование мистического дела, где при таинственных обстоятельствах тиран и убийца воскресает из могилы после вполне подтвержденной смерти, вереница таинственных событий наполняет улочки старого Лондона своей особенной атмосферой. Близкая к концепции классической «бондианы» история расставляет все необходимые акценты, как сюжетными событиями, так и четкостью кадра, а со стороны создается впечатление, что в фильме либо с особым смаком чешут языком, либо бьют друг другу морды. И то и дело некая рука в черной перчатке у таинственного персонажа, кажется вот-вот погладит белого кота, а имя «Шерлок Холмс» окажется лишь псевдонимом человека с фамилией Бонд.
Поэтому всем, кто соскучился по историям с раскрытием заговором мирового господства, данное кино просто обязано понравиться. Сюжет одновременно прост и запутан, не имея привычки переключаться на сюжетные линии, он плавно раскрывается до самого конца, но то и дело подправляет уже виденное ранее разжеванными флэшбэками, и все понимают, что здесь все вовсе не то, чем кажется на первый взгляд. А в голове рождается множество предположений и теорий: теория заговора, теория о влиянии «массонов», теория сатанизма и колдовства, и многое-многое другое, за что цепляешься, пытаясь собрать общую картину и раскрыть это дело вместе с Холмсом. Однако, мыслить как преступник, удается далеко не всегда, но к финалу все мельчайшие детали с упорством разжуют так, что кроме восторга и аплодисментов уже ничего не останется. А потому этот замечательный блокбастер, крепко слепленный и очень стильно снятый, достоин успеха и признания широкой публики.
Фильм увлекательный по части загадочной истории, способный захватить на весь просмотр, и в то же время забавный, не лишенный шуток и юмора, разряжая напряженную обстановку расследования. А в итоге не только целостно охватываешь весь фильм, собирая воедино большую мозаику событий, но и трепетно ждешь продолжения, ведь подобно карте Джокера в первом Нолановском «Бэтмене», концовка буквально гарантирует, что данный фильм всего лишь этакий «Шерлок Холмс: Начало», и шедевральный «Лондонский рыцарь» ждет нас в ближайшем будущем.
Поделиться42009-12-27 19:01:27
Вы, наверно, заметили, что вот уже лет десять многие заправские киноманы на разные лады повторяют что-то в духе: «Да, Тарантино нынче не тот пошел… Вот раньше он давал — да-а…». «Ага, — вторят им в ответ другие. — А Гай Ричи-то! Размяк! Где новый «Большой куш» (в переводе Гоблина)? Почему вместо него нам дают большой кукиш?!». Потом выходят новые фильмы Ридли и Тони Скотта и такие разговоры немного утихают или меняют своих адресатов…
Проблема в том что мы стали оценивать фильмы совсем не по реальной выразительности киноязыка, которым они изложены. А по некому эталону, которым, как правило, является впечатление от наиболее удачной, на наш взгляд, картины режиссера. Кино — это вообще такая штука, которую препарировать-то можно как угодно, а вот оценивать на публике — только на свой страх и риск. Потому что у публики этой уже наверняка накопились какие-то свои ожидания — тут же появятся несогласные с тобой, потом согласные, а за ними несогласные и с тобой, и с несогласными…
Ну а ожидания эти, опять же, сформированы тем самым эталонным ощущением. Но иногда режиссер может снять новый фильм-впечатление, который затмит у тебя предыдущие эталоны. Иногда для этого, наверно, нужно пройти через один непростой развод…
К чему я все это?
А к тому, что Гай Ричи снял прямо-таки восхитительного Шерлока Холмса!
Ну да, не без поправок на современные трактовки некоторых деталей и переработку сюжета. Но его Холмс, тем не менее, едва ли не дословно сошел со страниц оригинальных конан-дойловских рассказов, сохранив на экране множество нюансов из рассказов и даже некоторые авторские ремарки. В фильме нашлось место и кокаину с разными другими медикаментами, и борицу, и скрипке, и Майкрофту, и трубке, и портрету Ирен Адлер, оставленному Холмсу в «Скандале в Богемии».
Кстати, читая о фильме, имейте в виду, что в нем сохраняется довольно интересная и сложная детективная история, расписанная на множество ходов — спойлеров будет сложно избежать. Я поэтому ограничусь описанием общего впечатления, ладно?
Если гениального сыщика вы знаете лишь по фильмам Игоря Масленникова, то может показаться, что Холмс стал тут больше похож на доктора Хауса какого-то, чем на «классического» в блестящем исполнении Василия Ливанова. Однако «классический» в нашем понимании — это, скорее, выхолощенный и купированный персонаж, тогда как доктор Хаус — довольно популярное мнение — менее приятное на вид, но очень обаятельное подражание «настоящему» Холмсу.
Учитывая, что рассказы о приключениях Шерлока Холмса — чтиво развлекательное, вряд ли в 2009 году стоило ожидать от фильма чего-либо другого, кроме упражнения в стиле кинокомикса. Наше с вами счастье, что взялся за это именно Гай Ричи — мастер по рассказыванию лондонских криминальных «палп»-историй.
Викторианский антураж, фактурнейший кастинг, играющий в театре Гамлета Джуд Лоу и Роберт Дауни мл. могли бы уже неплохо смотреться и без сюжета, разве нет? Но оставшийся вполне аутентичным конандойловский детектив с грубоватым чувством юмора Гая Ричи под музыку Ханса Циммера составили такой сочный компот, что он начинает бродить и пузыриться уже с самого начала.
В каком-то смысле мы вернулись к одному из первоисточников многих современных детективных экшнов. Поэтому какая-нибудь схватка главного героя с его противником в каком-нибудь опасном месте, с одной стороны, может считаться штампом, с другой — является обязательным элементом.
«Викторианские» детективы — это всегда заманчивое предложение, будь это новоанглийская «Сонная лощина», лондонский «Из Ада», трансильванский «Ван Хельсинг» или парижский «Видок». Но вот Шерлок Холмс для кино последних лет двадцати был образом то ли недостаточно привлекательным, то ли не очень популярным, то ли слишком сложным. Однако теперь с ним всё в порядке. Он есть. Он такой, как надо. И, будем надеяться, будет снова.