Синдром Алисы в Стране чудес.
«Alice in Wonderland Syndrome» — дезориентирующее неврологическое состояние, при котором человек видит предметы пропорционально уменьшенными. Расстройство названо в честь «Приключений Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла.
Первая мысль, которая приходит в голову, за несколько секунд до начала «Алисы», — удивительно, как Бертон и Кэролл не пересеклись раньше? Совершенно разные люди, живущие в разных эпохах, но такие близкие по способу видения мира. На самом деле Тим Бертон очень давно хотел добраться до «Алисы». С того самого момента, когда он впервые увидел классическую диснеевскую экранизацию, и она ему не понравилась. «Алисе в стране чудес» не хватает действия», — неоднократно говорил Тим. Поэтому в своем новом фильме он сделал упор именно на нем, а совсем не на той тонкости стиля и смысла, которую имел в виду Кэролл 150 лет тому назад, создавая свой шедевр.
Фильм начинается спустя 13 лет после событий описанных в книге. За это время в изрядно потрепанном подземелье, превратившемся в готическую смесь Страны Чудес и Зазеркалья, сумасшедшая Красная Королева стала еще более деспотичной и жестокой, бесконечно воюя со своей младшей сестрой — не менее странной Белой Королевой. Поэтому только Алиса, как новый Мессия, в точном соответствии с предсказанием, благодаря помощи своих старых и основательно забытых друзей может изменить положение, победив Бармаглота и восстановив в подземелье некое подобие порядка. Хотя о каком порядке может идти речь, если это сюрреальный мир? В любом случае, в отличие от любой другой экранизации Кэрролла, в фильме Бертона у повзрослевшей Алисы будет ясная цель и свои собственные интересы.
С первых кадров «Алисы» проявляются все особенности режиссерского стиля Бертона, заметные в последнее десятилетие. Красиво, ярко, сказочно, эмоционально, по-голливудски размашисто и динамично, с массой батальных сцен, но без фрагментированности, абсурдности и метафоричности повествования книги Кэролла. Эти тонкие отличия сразу чувствуются в юморе главных героев. Когда Шляпник начинает шутить о раздавшихся формах повзрослевшей Алисы, то тонкий философский юмор Кэрролла бесследно испаряется и превращается в забавный, но прямолинейный гротеск, хорошо знакомый по «Марс атакует!».
Но задуматься над такими тонкостями возможно только после окончания просмотра, потому что безукоризненный в своем совершенстве завораживающий, сказочный визуальный ряд фильма-3-D-аттракциона просто потрясает воображение. Он, конечно, сугубо бертоновский, с традиционной для него готической дарк-фэнтэзи формой, с приглушенной цветовой палитрой и насыщенной сине-зеленой гаммой. Но трехмерное изображение фильма невероятно живое. Живое настолько, что вместе с Алисой, упавшей в кроличью нору, ты сам падаешь в затягивающий тебя полностью особый сюрреальный перфоманс. По мере разворачивания событий фильма, его пространство постоянно сжимается-расширяется, отражая все эмоции Алисы и поражая красотой визуальной перспективы, с меняющимися пропорциями героев: от преувеличенной головы Красной Королевы, до уменьшенного Валета Червей.
Бертон работал над фильмом с интернациональной командой специалистов по 3-D анимации высочайшего уровня, под руководством легенды CGI Кена Ралстона и помощника Джо Леттери по созданию миров «Аватара» — Роберта Стромберга. Поэтому, все предельно качественно, красиво, детально и сказочно. Не хватает лишь какой-то запредельной оригинальности волшебного мира. Бертон настолько избаловал нас своими работами, что уж в «Алисе» ждешь немыслимой сюрреальности и психоделичности. Но фильм, к своей финальной битве, все больше напоминает веселое путешествие по тематическому парку развлечений «Disney», становится все больше похожим на тщательно отработанный и выхолощенный аттракцион имени Льюиса Кэрролла, чем на прорыв, претендующий на новое открытие любимой книги детства. «Вы потеряли свое множество», — говорит Шляпник Алисе. Возможно и сам Бертон однажды растворился в множественности придуманных им миров. Или в этом как раз и есть эффект пресловутого «Синдрома Алисы в Стране Чудес»?
А может быть он проявляется в том, что «Алиса» — первый фильм Бертона с полным отсутствием мужского начала? Фильм, показывающий мир абсолютного женского господства — апогея феминизации. Мир сильных, безумных, волевых женщин, рубящих с плеча и ставящих перед собой великие цели, в котором мужчины настолько уменьшились, что их стало просто не видно. Чтобы снять этот синдром, в финале явно напрашивалась феерическая любовная сцена между Шляпником и Алисой, которая могла бы стать украшением всего фильма. Жаль, что маркетинговые законы жанра для «Disney» всегда были приоритетнее безудержного полета творческой фантазии.
Помимо совершенства визуальной стилистики, в «Алисе» не может не завораживать и великолепие эксцентричной актерской игры Джонни Деппа и Хелены Бонем Картер — двух самых любимых людей в странном и закрытом мире Тима Бертона. Но, как обычно, любуясь Джонни, нельзя не признать, что от фильма к фильму, он все больше теряет себя как драматический актер. Многие критики, после английской премьеры «Алисы», даже смеясь обсуждали, что надо издать закон, по которому Деппу запрещалось бы сниматься в фильмах Бертона. Безумный Шляпник, внешний облик и манеры которого Бертон стилизовал под Мадонну — всего лишь очередная смесь Джека Воробья и Вили Вонки: хаотичное нагромождение сумасшедшего голоса, гротескных зубных расщелин, выпученных глаз-блюдец, массы грима и мелкой моторики. Да, Шляпник сумасброден, эксцентричен, очарователен, непредсказуем, но все его ужимки, все его движения и даже реплики настолько знакомы и вторичны, что уже не вызывают того восторга, как много лет назад.
Как и Джонни Депп, Хелена Бонем Картер, в устрашающем и одновременно таком обаятельном образе сумасшедшей Красной Королевы, с негабаритной головой и злобной усмешкой, непроизвольно притягивает внимание при каждом появлении на экране. Свою супругу Бертон показал в фильме в стольких возможных ракурсах и сценах, что остается только жалеть, что нас лишь поманили фантастическими в своей колоритности образами: «Tweedledum» и «Tweedledee» (известные в России как: Труляля и Траляля), Чеширский кот, Белый Кролик, Голубая Гусеница, злой Валет Червей, лошадь-ищейка, но не дали в полной мере насладиться ими. Каждый раз, когда эти герои появляются на экране, особенно наш милый котик, так и хочется схватить их, чтобы бесконечно продолжать это безумное визуальное удовольствие, но они имеют свойство загадочно и бесследно исчезать, по мере таяния стремительно убывающего хронометража фильма.
Но все это мелочи, на которые при просмотре фильма можно и не обратить внимание. Под воздействием волшебного эффекта «Alice in Wonderland Syndrome», многие сюжетные недочеты настолько уменьшаются, что их становится просто не видно. Ведь благодаря соединению двух таких близких по духу их творчества людей — Бертона и Кэрролла появилось уникальное, сказочное, фееричное 3-D зрелище, гармонично сочетающее в себе самые передовые технологии motion capture, нового формата «Disney 3-D», лучшие образцы режиссерского стиля Бертона и английский интеллектуальный каламбур XIX века. Удивительные визуальные миры, образы и герои Страны Чудес понравятся исключительно всем, ведь иногда каждому из нас хочется немного сказки, хочется на миг погрузиться в неведомый фантастический мир, окунуться в фейерверк красок и встретить всех тех странных, обаятельных и милых существ, которые когда-то давно были с нами в мире детских фантазий.