Махабхарата
Глоссарий к Араньякапарве
А
Аванти — страна в южной части плато Мальва, включая долину реки Нармада и Западный склон гор Виндхья; Столица Удджаини (совр. Уджайн).
Агастья — легендарный царственный мудрец, упоминающийся еще в Ригведе. По преданию, Агастья родился от семени Митры-Варуны, которое истекло у него при виде прекрасной небесной девы Рамбху.
Агни (Анала, Вайшванара, Вибхавасу, Джатаведас, Дхумакету, Павака, Павана, Пожиратель жертв, Семипламенный, Уноситель жертв, Хуташана, Читрабхану, Шукра) — имя бога огня. В ведическую эпоху Агни был одним из важнейших божеств и входил в древнюю триаду: Агни, Индра и Сурья. В более поздний период Агни вместе с Индрой и Сурьей, которые олицетворяли собою явления природы, отошел на второй план, уступив место новым божествам: Брахме, Вишну и Шиве.
Аджамидха — имя, могущее быть отнесенным к любому из кауравов и Пандавов, имеющих общего предка — царя Аджамидху; употребляется чаще всего по отношению к Юдхиштхире, а также к Видуре.
Аджаташатру — букв. "тот, чей соперник еще не родился", эпитет Юдхиштхиры.
Адити — одна из дочерей Дакши, супруга Кашьяпы, мать двенадцати богов Адитьев, в том числе Индры , Вишну и Сурьи.
Адитья — сын Адити, обычно бог Солнца.
Айравата — слон Индры, вышедший из вод океана во время пахтания его богами и асурами.
Анги (веданги)— части вед или вспомогательные науки: 1) фонетика, 2) обрядовый ритуал, 3) грамматика, 4) этимология, 5) метрика и 6) астрономия.
Антака — Губитель, Смерть, Конец (всему), эпитет бога Ямы.
Апсары или апсарасы — небесные девы, куртизанки, нимфы, возникшие из воды во время пахтания океана богами и асурами.
Аргхья —"почетная вода", одно из подношений гостю. Согласно правилам приема гостя, излагаемых в Грихьясутрах, хозяин должен непременно предоставить гостю: 1) подстилку для сидения (виштара или курча) из травы, 2) воду для омовения ног (падья), 3) "почетную воду" (аргхья), 4) воду для полоскания рта (ачамания) и 5) "медовую смесь" (мадхупарка).
Асуры — "не-боги", демоны, противники богов.
Артха — дхарма, артха, кама (триварга)— три цели (ценности) человеческой жизни: дхарма (соблюдение религиозного, морально-этического долга, божественного закона, справедливости), артха (польза, цель, выгода обеспечивающая материальное благополучие) и кама (удовольствия, эмоционально-чувственные наслаждения, желания, любовь). Позже к этим трем компонентам добавили четвертый — мокша (освобождение от материальных уз) как итог неукоснительного претворения трех остальных.
Ашвамедха — жертвоприношение коня, т. е. торжественное, длительное жертвоприношение, которое совершалось при посвящении на царство великими царями с участием подвластных им царей-вассалов. Перед началом такого жертвоприношения выпускался на волю жертвенный конь и за ним следовали войска, которые подчиняли все области и царства, куда бы ни направлялся конь. Поэтому совершать такое жертвоприношени могли только могущественные цари.
Ашвины — букв. "всадники", близнецы, два ведических божества, олицетворяющих собой утреннюю и вечернюю зарю, сыновья бога Солнца Сурьи и апсары Ашвини, принявшей образ божественной кобылицы.
Б
в обители Бадари — Две горы в окрестностях совр. Бадринатха почитаются как места подвижнических свершений двух древних святых, ипостасей Вишну: Нары и Нараяны, новыми воплощениями которых в Махабхарате считаются Арджуна и Кришна.
Бака — ракшас, убитый Бхимасеной.
Бали — царь-асура, некогда получивший власть над тремя мирами и побежденный Вишну в образе карлика Ваманы.
(На фоне) белого зонта, несомого над его головой... — Белый зонт служил в Индии эмблемой царского достоинства.
Бибхатсу — букв. "чувствующий отвращение", Арджуна.
Брахма — бог-создатель, верховное божество, первый член божественной триады индуизма, в которую входят Брахма (бог-создатель), Вишну (бог-хранитель), Шива (бог-разрушитель).
Бхава — букв. "сущий", эпитет Шивы.
Бхангасвари — Ритупарна, сын царя Бхангасвары.
Бхима — сокращенное имя Бхимасены, второго сына Панду и Кунти.
Бхишма (Гангея, Апагея, Гангадатта, Деваврата) — букв. "устрашающий", "наводящий страх", "грозный", имя деда пандавов, который родился у царя Шантану от богини Ганги и прозывается поэтому "сыном Ганги".
Бхогавати — город змеев-нагов в нижнем мире.
...быком среди коров... — вероятно, название выигрышной кости при одном из способов игры.
В
Ваджра — громовая стрела, перун. Ваджра почитается оружием бога Индры.
Вайшампаяна — легендарный мудрец. Вайшампаяна признается учеником Вьясы; от него он усвоил Махабхарату, которую рассказывает царю Джанамеджайе во время многолетнего змеиного жертвоприношения.
Валином и Сугривой — Валин и Сугрива — цари обезьян, персонажи сказания о Раме "Рамаяны".
Вардхамана — знак Вардхамана («возрастающий», «процветающий») — графический символ, эмблема благополучия. Поскольку север в системе пространственных координат мифологически ассоциировался с благополучием (в то время как юг, «страна мертвых», — с бедою и смертью), то естественно, что знак Вардхамана наносился на дома и прочие сооружения с северной их стороны, а «ворота Вардхамана» — это, вероятно, северные ворота столицы.
Варуна — одно из главных божеств ведического пантеона, которое олицетворяло собою небесный свод. Впоследствии Варуна был низведен в разряд второстепенных божеств и занял место Владыки вод (Апам пати).
Васава — "властиль Васу", "глава над всеми Васу", имя бога Индры.
Васиштха — один из семи риши, духовных сыновей Брахмы; легендарный мудрец, почитающийся домашним жрецом солнечной династии царей и автором ряда ведических гимнов, в особенности же VII мандалы Ригведы.
(Восьмеро) Васу — прозвище восьми божеств, подвластных Индре. В ведическую эпоху Васу олицетворяли собою явления природы : Апа — воду, Дхрува — полярную звезду, Сома — луну, Дхара — землю, Анила — ветер, Анала— огонь, Прабхаса — зарю и Пратьюша — свет. Согласно Махабхарате, из-за проклятия Васиштхи они родились на земле сыновьями царя Шантану от богини Ганги (Бхагиратхи), которая утопила их, чтобы вернуть на небо, за исключением последнего, получившего имя Бхишмы, впоследствии деда пандавов.
Васудева, эпитет Кришны, сына Васудевы. Это имя Кришны звучит по-русски, при отсутствии в русском языке долгот, одинаково с именем его отца — Васудевы.
...вдохнув запах его головы... — Традиционная форма изъявления
нежных чувств, состоявшая в том, что один из встречавшихся прижимал голову другого к своей груди и вдыхал ее запах.
Веды букв. "знания" — сборник древнейших священных писаний индуизма на санскрите. Индуистская традиция считает Веды (апаурушея) — несотворёнными человеком, вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству. Их удостоились услышать несколько древних мудрецов, которые позже поведали их миру. Поэтому их называют шрути ("услышанное"). Их могут слушать и изучать только представители трех первых каст (ария): брахманы, кшатрии и вайшии. Низшие слои общества — шудры, женщины, варвары (народы чуждой культуры и религии), неприкасаемые не допускаются к слушанию Вед. Веды представляют собою четыре сборника, или собрания (самхита) стихотворных гимнов, а именно: Ригведа — "Веда гимнов", обращенных к различным божествам, Самаведа — "Веда мелодий", Яджурведа — "Веда жертвенных изречений" и Атхарваведа (Атхарвангираса) — "Веда магических заговоров, заклинаний". Основными признаются три первых сборника Вед, которые вместе обычно называются "Три Веды". Четвёртая — Атхарваведа примкнула несколько позже.
Веданги или анги — части вед или вспомогательные науки: 1) фонетика, 2) обрядовый ритуал, 3) грамматика, 4) этимология, 5) метрика и 6) астрономия.
Вибхитака (бибхитака) — В индийском фольклоре вибхитака постоянно характеризуется примерно так же, как в христианстве —"иудино древо", осина.
Видарбха — царство с одноименной столицей (совр. Вархад в северной части штата Махараштра).
Видура — третий сын отшельника Вьясы от рабыни из касты шудр. Видура приходился младшим братом Панду и дядей пандавам.
Виндхья — горный хребет, создающий естественную границу между Северной Индией и южной частью Деканского полуострова.
с лопнувшими висками... — состояние муста у слонов сопровождается темными выделениями из височных желез.
...шестью вкусовыми соками — Имеются в виду шесть вкусовых качеств жидкостей: «сладкое», «кислое», «соленое», «острое», «горькое», «вяжущее».
Врикодара — букв. "имеющий брюхо, как у волка", "волкобрюхий", эпитет Бхимасены.
Вритра — демон, убитый Индрой.
Вьяса (Вьясадэв) — имя или прозвище легендарного мудреца Кришны-Двайпаяны (см. Кришна-Двайпаяна). Согласно легендам Кришна-Двайпаяна разделил Веды на четыре сборника или собрания (самхиты). Вследствии этого он получил прозвище Вьяса — "расчленитель", "разделитель".
Г
Гандива — название чудесного лука Арджуны, созданного Брахмой и полученного героем от Агни (бога Огня).
Гандхарвы — в индийской мифологии разновидности добрых полубогов, почитающихся небесными музыкантами.
Гандхари — супруга Дхритараштры и мать ста сыновей, кауравов, среди которых старшим был Дурьйодхана. Гандхари была дочерью Субалы, царя Гандхары.
Ганы — духи, спутники Шивы, ассоциируются с его сыном Ганешей (Властителем ганов).
Город слона — Хастинапур — столица страны куру.
Госава — жертвоприношение, участнику которого предписывается в течении года вести "образ жизни, подобающий коровам": смирение, безобидность, доброта, мягкость, не злобливость — качества, свойственные этим священным животным.
Грозный час... — Т. е. в сумерки, с наступлением которых возрастает сила ракшасов, пишачей, бхутов и т. д.
Гухьяки — разряд добрых полубогов, составляющих свиту бога богатств Куберы и почитающиеся хранителями его сокровищ.
Д
Дайтьи — демоны, потомки Дити от Кашьяпы.
Данавы — демоны, потомки Дану от Кашьяпы, которые, как и дайтьи, сражались против богов.
Дваждырожденный или dvija — название, даваемое брахманам, членам высшей жреческой касты, а также членам трех первых каст (брахманам, кшатриям и вайшьям). Согласно законам индуизма, человек, не приобщившийся к знанию, ничем не отличается от животного. Поэтому человек, который приобщился к знанию, прошедший обряд посвящения (упанаяна), достигает второго рождения и носит название "дваждырожденный".
Двапара — имя божества, олицетворяющего игральные кости, а также название юги (периода) — Двапараюга, предшествующего веку Кали (Калиюге).
...десятью завитками... — Наиболее благоприятными знаками на теле коня считались десять завитков шерсти, расположенных попарно на голове, груди и других частях тела.
... детей Дхритараштры... — «Детьми Дхритараштры» нередко называются не только сто родных сыновей царя во главе с Дурьодханой, но и все их приверженцы в совокупности. Потому и причисляет себя к «детям Дхритараштры» Карна, не состоящий с кауравами в явном родстве.
Джарасандха — сын Брихадратхи, знаменитый воин и царь, повелитель Магадхи и Чеди (совр. Бунделькханд и часть штата Мадхья Прадеш). Согласно легендам, он родился разделенным на две половинки, которые были затем соеденены вместе ракшаси (злой дух-людоед, обладающий способностью перевоплощения) по имени Джара, вследствие чего он и получил свое имя Джарасандха, т.е. "Соединенный Джарой". Джарасандха был убит в единоборстве Бхимой.
Джанамеджая — правнук Арджуны, царь Лунной династии; Махабхарата впервые повествуется ему сказителем Вайшампаяной во время жертвоприношения змей, устроенного этим царем.
Джанардана —"возмущающий или смущающий людей", эпитет Кришны.
Джахнави — Ганга.
Джишну — букв. "победоносный", эпитет Арджуны.
...как царь драмидов. — Широкое культовое и декоративно-символическое использование цветов издревле было характерно для дравидийских народов Индии ("драмида" — вариант формы "дравида" и одновременно праформа совр. "тамил" — этнонима крупнейшего из дравидоязычных народов); лишь постепенно проникло оно в общеиндуистский обиход. Дравидские цари Южной Индии имели обычай носит составленные из различных цветов в различных комбинациях гирлянды и венки, имевшие значение геральдических эмблем.
Дришадвати (совр. Читанг) — река на южной границе Курукшетры.
Дрона — прославленный брахман-воин, главный учитель военного дела кауравов, сын мудреца Бхарадваджи и апсары (небесной нимфы) Гхритачи, зять Крипы.
Дурьйодхана (Суйодхана) — один из кауравов, главных героев Махабхараты, старший из ста сыновей Дхритараштры, от его супруги Гандхари, непримиримый враг Юдхиштхиры и всех братаьев-пандавов.
Духшасана — один из ста сыновей Дхритараштры, брат Дурьйодханы, подвергший Драупади тяжким оскорблениям, когда Юдхиштхирой была проиграна игра в кости с кауравами.
Дхарма (от слова "дхар" — "поддерживать") букв. "то, на чем все держится" — слово, имеющее в санскрите множество значений (нравственный долг, закон, путь праведности, добродетель, справедливость, истина, благочестие, установление). Дхарма это правильное осуществление предназначения той или иной вещи, явления, закономерности; по отношению к личности, это образ поведения, наиболее благоприятный для ее духовного развития.
Айода Дхаумья — родовой жрец (пурахита) пандавов, младший брат ведического мудреца Девалы.
Дхатри и Видхатри — два божества, олицетворяющие творение и установление, имена Брахмы и Праджапати. В эпосе Дхатри и Видхатри часто представляются как два брата сыновьями Брахмы.
Дхриштадьюмна — сын Друпады, царя Южной Панчалы, брат Драупади, супруги Пандавов.
З
Завоеватель богатств — эпитет Арджуны.
..заплетшего волосы.. — Речь идет об особой прическе, носимой лесными отшельниками.
...отнимается...как у шудры — знание Вед. — Брахманские тексты строжайше воспрещали шудрам изучение Вед: «Если шудра услышит Веду, пусть зальют ему уши расплавленным воском или смолой; если он твердит священные тексты, пусть вырежут ему язык; если он хранит их в памяти, да рассекут ему тело надвое».
И
Индра (Васава, Громодержец, Магхаван, Махешвара, Пакашасана, Пунаргхана, Пурандара, Тысячеглазый, Харивахана, Харихая, Шакра, Шатакрату) — величайшее божество ведийской эпохи; бог бури, грома и дождя, владыка богов.
Ишвара, Ишана, Иша — букв. "владыка", имеется в виду Махешвара — "великий владыка" или Махадева — "великий бог", т. е. Шива, носящий эти эпитеты.
Й
Йоджана — мера длины, равная четырем крошам — 14 - 15 км.
К
Кали — имя божества, олицетворяющего злую судьбу, а также Калиюгу — последний из четырех мировых периодов индийской мифологии, который считается веком зла и насилий, несущих страдания. Олицетворяя собою дух зла, Кали неизменно выступает и во время игры в кости как их очко, в то время как сами игральные кости олицетворяются в виде божества Двапары.
Кама — бог любви и желания. Изображается в виде крылатого юноши с луком из сахарного тростника и пятью стрелами из цветов, (др. рим. Купидон, др. греч. Амур).
Камадух (Камадугха, Камадхену) — божественная корова, "исполняющая все желания" (т. е. из которой можно выдоить все, что желаешь) в небесном мире Индры.
Кандарпа (Кама, Камадева, Манматха, Прадьюмна) — бог любви.
Капардин — Носитель капарды (отшельническая прическа, при которой волосы стянуты в узел на макушке, по форме напоминающий раковину — капарду, или заплетены в косицу), имя Шивы как бога-аскета.
Карна (Радхея) — сын Кунти, старшей супруги Панду, родившийся от бога Солнца (Сурьи), считающийся его частичным воплощением, посвященный в цари в стране Анга.
Кашьяпа — древний ведический мудрец, сын Маричи, внук Брахмы, дед Ману, прародителя человечества. От своей супруги Адити породил богов во главе с Индрой. От Дити и Дану — демонов: дайтьев и данавов. От других дочерей Дакши произвел на свет разнообразные существа: птиц, зверей и т. д.
Колчерукий — короткорукий.
Коти — единица счета, совр. крор (десять миллионов или сто лакхов).
...красные одежды... (ярко-оранжевые, цвета шафрана) — отшельнические одежды.
Крипа — сын мудреца Шарадвана Гаутамы, от апсары Джанапади, усыновленный царем Шантану; как и Дрона, его родственник, Крипа обучает кауравов и Пандавов военному искусству, считается воплощением Рудры, от которого он унаследовал знание военной науки.
Кришна — Кришна (в данном случае с окончанием женского рода) — «Смуглая», «Черная» — имя-эпитет Драупади.
Кришна-Двайпаяна — легендарный мудрец Вьяса, который почитается редактором Вед, составителем Махабхараты и Пуран и основоположником философской системы Веданты. Предание считает его внебрачным сыном мудреца Парашары и Сатьявати, дочери царя рыбаков. Так как Вьяса был тайно рожден своею матерью на острове, то он получил прозвище "Двайпаяна", т.е. "островной, островитянин". А так как он родился черным, то он стал прозываться "Кришной", т.е. "черный".
Кубера (Вайшравана) — бог богатства и бог-хранитель севера, повелитель якшей и гухьяков (добрых полубогов). Он почитается хранителем сокровищниц Индры. Местопребывание его на горе Кайласе.
Куруджангала — букв. "джунгли кауравов" или "лесная страна кауравов", расположенная в Сирхинде в верхней части нынешнего Доаба. Куруджангала обычно отождествляется с Курукшетрой.
Курукшетра — Поле Куру, названное по имени царя из Лунной династии Куру; священная земля древности между реками Сарасвати и Дришадвати, где происходила великая битва, воспетая в Махабхарате. И в позднейшие времена на Курукшетре происходило много исторических битв, решавших судьбы Индии.
Кшаттри — эпитет Видуры.
Л
Почтительно сложив ладони... — Традиционное индийское приветствие, состоящее в поднесении сложенных вместе ладоней ко лбу.
Ломаша — святой мудрец, посланец Индры, сопровождающий Пандавов в паломничестве к тиртхам.
...лучшего примера и не найти... — Юдхиштхира имеет в виду, что чудесное рождение Драупади и брата ее Дхриштадьюмны явилось результатом подвижнических усилий и ритуальных действий брахманов Яджи и Упаяджи.
М
Магхаван — Щедрый, Даритель, эпитет Индры.
Манибхадра — имя брата Куберы и царя якшей.
Манматха — букв. "смущающий душу", эпитет бога любви Камы.
Ману — В преданиях говорится о многих Ману. Первый из них, Сваямбху, происходил от Брахмы и является прародителем всего живого на земле. Ману — имя, прилагавшееся к четырнадцати легендарным прародителям, каждый из которых правит в одном мировом периоде (кальпа или манвантара — "период Ману"). Первый Ману Сваямбху ("самосущий") является создателем древнего сборника законов — Манавадхармашастра "Законы Ману". В настоящее время правит седьмой Ману Вайвасвата ("происходящий от солнца"), почитающийся сыном солнца (Вивасвана, Сурьи), прародитель живущих в настоящее время людей.
Маркандея — мудрец-отшельник из рода Бхригу, силой аскетических подвигов достигший бессмертия. Во время пребывания Пандавов в изгнании Маркандея навещал их и рассказывал им древние сказания.
Мартанда — букв. "рождающийся из мертвого яйца", эпитет солнца, встречающийся еще в ведическую эпоху.
Матали — сута (колесничий) Индры, его посланец и советник.
Медовая смесь — мадхупарка (см. аргхья).
Меру (Сумерупарвата, Золотая гора) — название мифической горы, на которой расположены небо Индры и города богов с их небесными обитателями. По представлениям хинду, Меру находится в Хималаях. Отождествляется с Рудра-Гималаями в Гарвале, откуда Ганга берет свое начало.
Н
Наги (или змеи-наги) — мифические змеевидные демоны, относящиеся к разряду полубогов. Наги имеют лицо человеческое, а хвост змеи, и обитают в Патале, подземном царстве. Нагами также называют и кобр.
Нарада — божественный мудрец, который в индийской мифологии признаётся сыном Брахмы, Творца вселенной. Нарада почитается посредником между миром богов и людей. Согластно представлениям индийцев — один из великих гандхарвов.
Нарака — ад, адский мир.
Настики — последователи атеистического вероучения. Название происходит от санскр. "на асти" т. е. "не есть".
Ниватакавачи — букв. "облаченные в непробиваемые панцири", разряд ракшасов.
Нишады — народ, проживавший в Западной Индии на территории совр. Раджастана.
Нишачары — букв. "те, что бродят в ночи", разряд ракшасов.
О
обитель Ямы — «Отойти» или «отослать» в обитель Ямы — популярное обозначение смерти, убийства.
Обладатель Гандивы — эпитет Арджуны.
...облаченного в оленью шкуру... — Уходя в изгнание, Пандавы облачились в оленьи шкуры — традиционное одеяние лесных отшельников.
с огнем и без огня... — Во время свадьбы брахмана, вступающего в роль домохозяина (грихастха), разжигался священный семейный (гархапатья) или свадебный (вайвахика) огонь, который домохозяин с супругой должны были поддерживать на протяжении всей жизни, используя его для совершения домашних обрядов. Здесь, идет речь о женатых и неженатых брахманах.
...остатками еды... — Дамаянти ставит условие, чтобы с ней, поскольку она "знатна по рождению", не обращались как с шудрянкой. Согласно "Законам Ману", шудр надлежит кормить остатками от трапезы "дваждырожденных."
П
Пайошни — река Пурна, приток Тапати.
Пандавы — букв. "сыновья Панду", главные герои Махабхараты, братья Юдхиштхира, Бхимасена, Арджуна, Накула и Сахадева.
непробиваемый панцирь — Карна родился в непробиваемом панцире и с серьгами в ушах.
Панчалы— союзники и родственники Пандавов со стороны Драупади (царь Панчалы — Друпада, отец Драупади; царевич Дхриштадьюмна — брат Драупади и др.).
...при учете особенностей дня, лунного дома и парвана... — Т. е. в астрологически благоприятный момент по лунному календарю. Под «днем» имеется в виду лунный день; «лунный дом» — накшатра,
одни из 27 «домов» лунного зодиака; парван — момент смены лунных фаз (полнолуние, новолуние и две четверти).
Парвата — легендарный мудрец, почитающийся посланником богов. Парвата всегда выступает в сопровождении мудреца Нарады.
Партхи — обращение к Пандавам, сыновьям Притхи (Кунти), Юдхиштхире, Бхимасене и Арджуне.
Паршати — Драупади.
Пинака (Аджагава) — лук Шивы.
Питары — праотцы, духи, души усопших предков.
Пишачи — разновидность злых духов, пожирателей человеческих трупов.
Пожиратель жертв — Агни, жертвенный огонь.
... как помочился — После отправления нужды, во избежании осквернения, арию, в соответствии с требованиями очистительного ритуала, предписывается, в числе прочих действий, пятикратно омыть обе ноги, затем омыть лицо и несколько раз прополоскать рот.
Прамана — В Индии вообще был развит культ священных деревьев, а в долине Ганги (Джахнави) особо чтимым деревом была индийская смоковница, или баньян; два наиболее чтимых священных баньяна находились в Праяге и Гае. В данном случае название священной смоковницы Прамана может означать «развесистая», «широколиственная».
Пранаяма — один из разделов йогической практики, регулировка дыхания.
...бестелесными праотцами... — питары — обожествленные предки, живущие после смерти в небесном мире.
Прахлада — известный в Ведах дайтья, некогда отнявший у Индры власть над небесами; в эпосе упоминается в числе демонов, побежденных Индрой. По другим преданиям — сын царя асуров Хираньякашипу, который подверг его мучениям за преданность Вишну (последний, приняв облик человека-льва, спас Прахладу и убил Хираньякашипу). Прахлада является отцом царя асуров Вирочаны и дедом Бали.
...прополоскав рот... — Индуисты соблюдают древний обычай полоскания рта перед и после каждого принятия пищи.
...псоядцев... — Собакоеды (букв, «варящие собачину») — презрительное обозначение «неприкасаемых», представителей низших
социальных групп (чандалы и т. п.), за которыми закреплялись «ритуально оскверняющие» виды профессиональной деятельности (напр., охота и торговля мясом, винокурение, кремация трупов, уборка нечистот).
Пундарика — букв. "лотос", вид особого жертвоприношения.
...путем предков ... путь богов... — Один, из которых, согласно Ведам, ведет к «предкам» и к последующим перерождениям на земле, а другой («путь богов») — в «мир Брахмана» и к прекращению перерождений.
Путика — название растения (Guilandina bonducella, Цезальпиния бондуковая), которое не призростало в Северной Индии — месте первоначального обитания ариев. Позже использовалось для упрощения ритуала некоторыми жрецами как заменитель сомы (нектара бессмертия).
Р
Раджасуя — букв. "царственное жертвоприношение", "рождение царя", обряд посвящения, знаменовавший утверждение суверенной власти правителя над другими царями; совершался исключительно кшатриями, длился более двух лет.
Ракшас — разновидность злых духов. Описываются как людоеды, нападающие по ночам, мешающие жертвоприношениям лесных отшельников. Враждебны, в отличии от других, (например, асуров, даитьев и т.д.) не богам , а людям. Обладают способностью перевоплощения. Ракшаси, ракшаска — женщина-ракшас.
Рати — богиня наслаждения (любовной страсти), дочь Дакши и супруга Камы.
Раху — демон-данава; с помощью хитрости испил напитка бессмертия — амриты во время пахтания океана, но Вишну-Нараяна, предупреждённый Сомой (Чандрой, (богом Луны)) и Сурьей (богом Солнца), отсёк ему голову, когда амброзия только проникла в его горло. Голова Раху вознеслась на небо и стой поры время от времени поглощает Солнце и Луну, вызывая затмения.
Рич — один из четырех разрядов мантр, имеющих фиксированные слог, стопу и паузу.
...рога (гордыни) — Рог в древнеиндийской литературе нередко служит символом гордости.
Рохини — богиня, супруга Сомы (Луны).
С
Санджая — возница царя Дхритараштры, которого перед великим сражением Вьяса наделил даром ясновидения и неуязвимостью, чтобы он мог обо всем осведомлять своего слепого царя.
Саман — мелодия стихов ригведийских гимнов (наряду с закрепленными за определенной еденицей текста, одна и та же мелодия могла относится к разным стихам).
Сарасвати — священная река Индии.
Сатьяки — он же Ююдхана, внук Шини (Шайнея), воин-герой из рода ядавов.
Сваха — восклицание, завершающее мантру, которая сопровождает возлияние очищенного масла в огонь при совершении жертвоприношения богам.
Сваямвара — "собственный выбор", свадебный обряд, при котором девушка выбирает себе жениха из числа приглашенных ее отцом претендентов, которые должны показать свое воинское умение.
северным путем ... южным путем... — Видимое движение солнца к северу (между зимним и летним солнцестояниями) и к югу от небесного экватора. По времени «северный путь» — это весна, лето, сезон дождей, когда «солнце возрастает и уничтожает зло», а «южный путь» — «осень, зима, влажный сезон, когда солнце убывает».
Семь мудрецов... сияют (ныне звездами) на небе... — (саптариши) семь древних великих святых мудрецов (риши) — Маричи, Атри, Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату и Васиштха — эти семь мудрецов отождествляются с созвездием Большая Медведица и считаются также Праджапати — "владыки сущего", "прародители", "владыки созданий".
Сиддхи — разряд полубожественных существ, достигших духовного совершенства и обладающих особыми сверхъестественными способностями.
...взбешенных слонов... — эпос часто использует образ "взбешенного", точнее — находящегося в состоянии муста слона. Муст— временное функциональное расстройство у слонов, во время которого поведение животного характеризуется повышенной раздражительностью и агрессивностью.
...для собак... — По традиционным представлениям, душу покойного сопровождают в загробное царство Ямы две собаки, Шьяма (Темная) и Шабала (Серая); они отгоняют от покойного других собак, но и сами весьма свирепы, так что друзья покойного стараются умилостивить их, подкармливая собак, живущих на земле. Ежедневно в ходе вайшвадевы брахман должен бросать собаке рис или хлеб, говоря: «Я даю пищу двум собакам, Шьяме и Шабале из семьи Вайвасваты, чтобы они меня охраняли на моем (посмертном) пути».
Сома (хаома, хома)— название основного в ведийском ритуале и мифологии растения, сок которого употреблялся при жертвенных возлияниях богам и почитался священным. Сома часто отождествляется с амритой, напитком бессмертия.
Сто восемь... — Священное число индуизма. В Индии насчитывается 108 особо чтимых храмов, 108 Упанишад, из 108 бусин состоят шиваитские четки и т. д.
...десять главных и промежуточных сторон света. — Т. е. четыре главных (север, восток и т. д.) и четыре промежуточных (юго-восток, северо-запад и т. д.) напраавления, а также зенит и надир; иначе говоря — "все пространство".
...в (стране) Синдху рожденные кони. — Синд и северо-западные области древней Индии, были главными, прославленными центрами коневодства.
Субала — царь Гандхары, отец Шакуни (здесь — Шакуни).
Суйодхана — "отлично сражающийся", эпитет Дурьодханы.
Сурабхи — небесная корова.
...как сурьмяный шарик (под прикосновениями) иглы... — Нанесение сурьмы специальной иглой на веки было обычной косметической
процедурой для обоих полов.
Сута — возница, представитель воинской касты. Сопровождая своих повелителей на битву, возницы, или суты, бывали свидетелями их боевых подвигов и воспевали их.
..."счастливого дня". — "Объявление счастливого дня", состоящее в произнесении особой мантры и в окроплении участников ритуала священной водой, являлось элементом многих обрядов жизненного цикла.
Сын Бхарадваджи — Дрона, наставник Пандавов и Кауравов.
Сын Готамы — Крипа.
Сын Дроны — Ашваттхаман.
Сын Субалы — Шакуни, строил всяческие коварные планы, чтобы погубить пандавов. Он побудил Дурьйодхану вовлечь в игру в кости Юдхиштхиру, который проиграл все свое царство и вынужден был, по условиям игры, удалиться вместе с братьями и общей супругою в лес в изгнание на двенадцать лет, а тринадцатый провести неузнаваемым.
...сыновья земного Индры... — т. е. Пандавы как сыновья царя Панду.
Т
Тапас ...владеющий сокровищем тапаса! — Эпитет (tapodhana (или синоним taponidhi) применяется к мудрецам-брахманам и подвижникам, указывая на обладание ими особой, накопленной в трудах аскезы и благочестия духовной энергией (tapas).
...в битве, завязавшейся из-за Тараки... — междоусобная битва богов (при участии демонов), поводом к которой явилось похищение Сомой супруги Брихаспати — Тары, или Тараки.
У
...внезапно поднялся и удалился... — Индийским ритуалом общения предусматривалось, чтобы в конце встречи младший испрашивал бы, а старший давал бы ему позволение удалиться. Резкое окончание аудиенции Дхритараштрой в данном случае имеет характер грубого нарушения этикета и оскорбления собеседника.
Ума — одно из имен Парвати, супруги Шивы (Махадевы), дочери Хималая и Мены.
Упанги — развившийся в русле ведийской традиции комплекс из четырех (иногда — пяти), по древнеиндийской классификации, вспомогательных дисциплин, которые считаются приложениями к Веданге. Наряду с философскими системами ньяя и миманса, к Упангам традиционно относятся Дхармасутры, Пураны, а также тантристские сочинения.
Х
Хара — букв. "уносящий", "сокрушающий", "разрушитель" — один из эпитетов Бога Шивы.
Хидимба — ракшас-людоед, который был убит Бхимасеной; брат ракшаси Хидимбы, родившей Бхимасене сына Гхатоткачу.
Хома — обряд помещения в огонь жертвенного дара (хавис), которым служило топленое масло (гхи).
Ц
Царь справедливости — т.е. Юдхиштхира.
«(царской) коровой»... — Т. е. землей. Образ восходит к мифу о первом царе Притху, который подчинил себе Землю, принявшую образ коровы, и выдоил из нее все материальные блага, необходимые для существования человечества.
Ч
Чараны — разряд небесных певцов.
Чеди — название народа и страны, отождествляемой с нынешним Бунделкхандом (северная часть Мадхья Прадеша и южная часть Уттар Прадеша). Столицей Чеди считался город Шуктимати, а наиболее известными ее правителями — цари Дамагхоша и Шишупала.
Ш
Шакра — букв. "могучий", эпитет Индры.
Шакуни — сын Субалы, царь Гандхары, брат Гандхари, жены Дхритараштры, и дядя Дурьйодханы по матери. Шакуни строил коварные планы, чтобы погубить пандавов.
Шанкара — букв. "благосклонный", "дарующий счастье", эпитет Шивы.
Шастры — древние священные книги, сборники предписаний, обязанностей. В позднейшую эпоху под шастрами понимаются дисциплины по различным отраслям знаний, основанных на Ведах. В наше время под шастрами часто понимают руководства по различным научным дисциплинам.
Шатакрату — букв. "совершитель ста жертвоприношений", эпитет Индры.
Шатаман — название древней крупной — весом около 50 гр — серебряной монеты.
Шачи (Индрани, Пауломи) — богиня, супруга Индры.
Шесть чувств (индрий) — пять органов восприятия (вишая): уши (слух), глаза (зрение), кожа (осязание), язык (вкус), нос (обоняние) и шестая индрия — ум (манендрия) — тонкий материальный элемент; его функция анализировать, принимать или отвергать импульсы, посылаемые пятью чувствами.
Шри — богиня красоты, часто отождествляется с Лакшми, богиней счастья и богатства, и считается супругой Вишну.
Шука — сын Вьясы, с детства придававшийся подвижничеству, достиг совершенства и попал на небеса. Согласно легендам, Шука родился из семени мудреца Вьясы, которое истекло при виде небесной апсары Гхритачи в то время, когда она странствовала по земле в виде попугая-самки. Поэтому он получил имя Шука, что означает "попугай". У вишнуитов Шука почитается философом, который поведал Бхагавата-пурану царю Парикшиту.
Ю
Юютсу — сто первый сын Дхритараштры, родившийся от женщины-вайшьи.
Я
Яджнясени — эпитет Драупади, букв. "дочь Яджнасены (т. е. царя Друпады)".
Яджус — жертвенная формула, текст из Яджурведы.
Якши — воинственные существа полубожественной природы, стражи сокровищ Куберы.
Якши, гухьяки — разновидности добрых полубогов, внешностью напоминающие гномов. Согласно индийской мифологии, они составляют свиту бога богатства Куберы и почитаются хранителями его сокровищ.
Яма (Вайвасвата) — сын Вивасвана, Солнца; бог смерти и правосудия, царь усопших.
Ямуна — священная река Индии.