Brutal forum

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Brutal forum » Дети » Ребенок в семье


Ребенок в семье

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Семейные взаимоотношения являются первоосновой развития человека и социализации личности. Семья – это первый и основной социальный институт, в который попадает человек. Все, что заложено семейными взаимоотношениями, предопределяет отношения с другими людьми, с окружающим социумом. Как правило, тип взаимоотношений, сформированный в родительской семье, моделируется на свою семью.

В семейных отношениях между родителями и детьми важным выступает использование педагогических и психологических знаний. Это включает в себя: учет возрастных особенностей детей, основ социальной и общей психологии, методов воспитания. Также важными условиями рациональных взаимоотношений выступает разумная организация семьи. Современная деятельность, общие перспективы, традиции взаимопомощи, совместные интересы и решения позволят сформировать теплые, сердечные и добрые отношения между родителями и детьми.

0

2

Механизмы социализации ребенка в семье

Социализация – это исторически обусловленный процесс, во время которого дети воспринимают и усваивают определенную систему норм, ценностей, знаний данной культуры.

В каждой семье складывается своя система воспитательных воздействий, которая определяется взаимовлиянием детей и родителей. Изучая взаимное влияние родителей и детей, некоторые ученые предположили, что для родителей существует верхний и нижний пороги, в пределах которых они считают поведение детей приемлемым. Как темперамент ребенка влияет на родителей, так и особенности характера родителей отражаются на способах обращения с ним. Семья формирует личность ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. Родители используют те методы и средства воспитания, которые помогают внедрить в сознание ребенка определенную систему норм, приобщить его к определенным ценностям. Для достижения этой цели они поощряют или наказывают его, стремятся быть образцом для подражания, привлекают соседей, сверстников, школу.

Поведение родителей можно описать двумя парами важных признаков: неприятие – расположение и терпимость – сдерживание.

1. Расположение (тепло, любовь). Родители полагают, что их дети обладают многими положительными свойствами, радуются общению с ними, принимают их такими, какие они есть.

Родители, не расположенные к своим детям, не получают удовольствия от общения с ними. Отсутствие расположения у родителей к своему ребенку превращается в крайней форме во враждебность.

2. Сдерживание (контроль). Строгие родители предписывают детям множество запретов, держат их под пристальным надзором, устанавливают определенные нормы поведения, которым дети обязаны следовать. Успешно применяя подобную тактику воспитания, родители растят ребенка, который обычно подчиняется правилам и не дает повода к частым наказаниям.

Снисходительные родители в отличие от строгих обычно делают мало замечаний несдержанному ребенку; не запрещают шумные игры, их мало заботят опрятность и послушание, они предоставляют детям неограниченную свободу в играх.

0

3

Факторы воспитательного потенциала семьи

Большинство семей можно классифицировать по степени их воспитательного воздействия на детей. Так благоприятны для формирования личности семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность ее членов. Во внутрисемейных отношениях полное взаимопонимание, демократический стиль общения. В семье господствуют положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг: у родителей достаточно высокий уровень образования, общей культуры и педагогической подготовленности. Материальное положение такой семьи удовлетворительное или хорошее. Менее благоприятные условия для развития ребенка и его воспитания представляют семьи с дезорганизованной структурой. Чаще всего это семьи с одним ребенком, неполные, разведенные.

Благоприятно-неустойчивыми считаются семьи, которые оказывают в основном положительное влияние на воспитание детей. Родители любят детей, стремятся создать все условия для их благоприятного развития. Однако нет полного взаимопонимания между взрослыми, поэтому между ними часты конфликты. У родителей, как правило, невысокий уровень общей культуры, недостаточные образование и педагогический потенциал.

Выделяют нейтральный тип семьи, где преобладает «относительно свободное воспитание», дети чаще всего предоставлены самим себе. Родители заняты только тем, что зарабатывают деньги. В основном это матери-одиночки и разведенные женщины. К этому типу можно отнести также многодетные семьи с ослабленными социально-моральными нормами, с низким культурным уровнем. Материальное положение в таких семьях чаще ниже среднего.

Неблагоприятны для формирования личности ребенка семьи, где духовные потребности второстепенны. Нередко один из родителей ведет аморальный образ жизни. Для семьи характерен низкий уровень образования и культуры. Отсюда неумение разумно организовать жизнедеятельность семьи, нежелание проводить совместно досуг из-за отсутствия культурных запросов со стороны взрослых и слишком разных интересов детей и родителей.

К неблагоприятному типу относятся семьи с аморальным микроклиматом и негативным воздействием на развитие ребенка. Для них характерны ослабленная нравственно-трудовая атмосфера, постоянная конфликтность, антипедагогическое отношение к детям, нервозность в отношениях между другими членами семьи, отсутствие общей культуры и духовных запросов. Образование родителей, как правило, ниже среднего. Эти семьи нередко многодетны. Материальное положение тяжелое. Никакой заботы о детях, полезной организации их жизни и деятельности в подобных семьях нет. Дети стремятся компенсировать отсутствие любви и заботы родителей на улице путем самоутверждения в дворовых компаниях.

В последнее время все чаще приходится выделять криминогенный тип семьи. Внутрисемейные отношения строятся в ней таким образом, что они приносят значительный вред духовному и физическому развитию ребенка. В семье систематическое пьянство, развратный образ жизни родителей, иногда с вовлечением в него детей, их избиение. В семье нередко несколько детей. Условия для воспитания детей в таких семьях полностью отсутствуют. Неблагополучные семьи имеют в специальной литературе дополнительные характеристики:

Внешне «спокойная семья». События в такой семье протекают как будто гладко, но при близком знакомстве видно отчуждение супругов, их чувство неудовлетворенности, с трудом подавляемые негативные чувства друг к другу.

Вулканическая семья – в ней отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, скандалят. В таких семьях ребенок испытывает значительные эмоциональные перегрузки, находясь между крайними полюсами взаимоотношения родителей.

Семья-санаторий – характерный пример семейной дисгармонии, когда один из членов семьи или ребенок заставляет близких все больше и больше окружать себя вниманием. Семья только внешне кажется солидарной. Семья-театр – в ней создается специфический театрализованный образ жизни. Сохраняется видимость благополучия и близости. В общении с детьми запреты и поощрения декларируются, трудности в воспитании прикрываются мнимыми достоинствами и достижениями.

Семья – «третий лишний» - родительство в ней воспринимается как помеха супружескому счастью. Воспитанием родители занимаются от случая к случаю, у детей воспитывается неуверенность в себе, развивается комплекс неполноценности.

«Семья с кумиром» - в ней ребенок единственное, что скрепляет супружеские отношения.

«Семья-маскарад» отличается несогласованностью жизненных целей и планов супругов, требований и оценок. Мелькание «масок» повышает чувство тревожности, порождает конфликт и нервное перевозбуждение.

0

4

Особенности семейного воспитания

Значительное влияние на личность ребенка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.

Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которые взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью.

Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они.

В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Изучение детей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, которым в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявляться как явно по отношению к самим родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми детьми по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается именно следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т.д.

Наилучшие взаимоотношения детей с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:

- родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение ребенком;

- власть используется лишь в меру необходимости;

- в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

- родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;

- он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

0

5

Ребенок в семье

Первое, что говорят многие люди, если разговор заходит о кошках и младенцах, живущих в одном доме,- это то, что "кошки спят на лице у младенцев и могут задушить". Это производит настолько сильное впечатление, что нередко люди, готовясь стать родителями, избавляются от кошек, которых они лелеяли и обожали. Они боятся подвергать риску будущего ребенка. Это очень печально, ведь в тех домах с маленькими детьми, где кошка остается членом семьи, все от этого только выигрывают. Конечно, может случиться, что кошка, обнаружив новое теплое и уютное место, свернется рядом с малышом. Риск можно свести к нулю, если родители будут соблюдать простое правило, применимое и к кошкам, и к собакам: никогда не оставляйте ребенка без присмотра, если животное свободно гуляет по дому, или там, где животное может добраться до ребенка, например через открытое окно или кошачью дверцу.

Это правило относится к новорожденным младенцам, ползункам и любопытным малышам, которые учатся ходить, а в общем-то — обычно вплоть до шести-восьмилетнего возраста, когда ребенок понимает, когда и как можно приблизиться к домашнему питомцу и приласкать его. Сначала правила следует придерживаться ради безопасности беззащитного младенца, но позднее нередко приходится думать и о том, чтобы обеспечить безопасность ни в чем не повинному животному!

В идеале люди, собираясь завести кошку, должны были бы подождать, пока не создадут полноценную человеческую семью. Новая кошка или котенок в таком случае легко свыкнется с правилами жизни в доме и будет воспринимать как должное всех живущих в нем — взрослых и детей. Это куда проще, чем для взрослой кошки вытерпеть неожиданное и крикливое прибавление семейства. Но, конечно, детей (как, кстати, и кошек) не всегда заводят по заранее разработанному плану, поэтому важно знать, как вести себя с кошкой, когда появляется ребенок.

Младенца и кошку необходимо познакомить друг с другом в первые же дни. Для первого знакомства лучше всего взять кошку на руки и дать ей обнюхать все вещи ребенка, а потом и его самого, следя при этом, чтобы она не причинила ему вреда. Для кошки ново все - чистые и испачканные памперсы, коляска, кроватка, пеленки и игрушки. Она обязательно должна все это обследовать и убедиться, что ни ребенок, ни вся эта амуниция не несут ей угрозы.

Далее, родителям нужно удостовериться в том, не видит ли кошка в новорожденном соперника. Многие кошки не станут беспокоиться по этому поводу, поскольку претендуют на ваше внимание, только когда сами этого хотят, а в другое время гордо отвергают ваши притязания. Другие, особенно представители таких общительных пород, как сиамская или бирманская, более требовательны и могут отнестись к ребенку с ревностью. В этом случае можно отказывать кошке в ответ на ее попытки привлечь к себе внимание, но очень важно начать делать это до того, как ребенка принесут домой, заранее дать ей привыкнуть, что вы не всегда у нее "под боком". Если кошка привыкнет, что хозяин сам решает, когда уделить ей внимание, то душевная травма от появления ребенка будет менее чувствительной (важно, чтобы в этой подготовке участвовали все члены семьи, a не только будущая мама). Если с появлением ребенка кошке уделять больше, чем обычно, внимания, но обязательно лишь после того, как приласкают ребенка, она станет воспринимать ребенка как неотъемлемую предпосылку для получения удовольствия от общения с хозяином и, что очень важно, поймет, что ребенок занимает более важный ранг. Разумеется, кормить кошку и ребенка нужно всегда по отдельности, ведь в ожидании обеда — не важно, ее это обед или детский, поскольку еда есть в любом случае еда! — кошка всегда приходит в возбуждение и становится менее предсказуемой, не говоря уже о соображениях гигиены. Все это звучит так, как будто мы говорим о собаках,- что ж, так и есть! Ревнивые кошки хорошо реагируют, если к ним проявляют внимание — и чем больше, тем лучше,- и в этом они похожи на собак.

Кошка может отреагировать на появление ребенка тем, что начнет мочиться в доме. Так поступил Пуля, когда у нас появился малыш. В первую неделю он дважды обмочил одеяльце (прямо у нас на глазах!), потом, видимо, привык к присутствию ребенка и обрел свою прежнюю невозмутимость вместе с прежними правилами. Так что не пугайтесь, успокойте кошку, познакомьте ее с новичком — и все закончится хорошо. Нередко кошки теряют всякий интерес к ребенку после того, как удовлетворят первое любопытство. Более серьезные проблемы могут возникнуть, когда малыш начнет ползать. С этого момента кошка в ее укромном уголке под буфетом, на стуле, задвинутом под обеденный стол, или удобном месте для отдыха где-нибудь у камина периодически может подвергаться нападениям со стороны ребенка. Многие кошки понимают, что следует сменить дислокацию и перебраться повыше, в более безопасные места, например на подоконник или буфет, но важно, чтобы у кошки было куда укрыться от домогательств ребенка. Такие убежища должны быть в каждой комнате, особенно в той, где есть теплая, застеленная кровать, недоступная для хватких ручек подрастающего ребенка. На этом этапе развития ребенка очень важно, чтобы он своей же рукой, руководимой при этом вашей рукой, потрогал и ласково погладил кошку. Такие частые и короткие сеансы общения под присмотром и при обязательном участии родителей помогают научить ребенка, как нужно правильно общаться с животным и в то же время приучают кошку к тому, что ребенок может подходить и дотрагиваться до нее. Со временем ребенок сможет и сам общаться с кошкой, не боясь ее и не причиняя ей вреда.

На этом этапе особенно важна гигиена, потому что маленькие дети, когда ползают, хватаются за все предметы и тянут ручки в рот, а потом рано или поздно могут обнаружить дивную игрушку — кошачий туалет. Чтобы не допустить этого, можно установить лоток с крышкой или поднять лоток с пола и поставить повыше, но лучше всего поместить его на кухне и не пускать туда ребенка. В этот период, как никогда, важно регулярно давать кошке противоглистные препараты, а следить за чистотой ребенка — особенно тщательно!

Не забывайте и еще об одной важной мере предосторожности: маленькие меховые игрушки и всяческие неустойчивые приспособления, которые могут упасть или опрокинуться (например, доска, о которую кошка дерет когти), могут нести серьезную опасность для малыша с его неуверенными движениями, поэтому лучше убрать их с дороги, когда выпускаете ребенка подвигаться.

Ребенок растет и начинает вставать на ноги. День ото дня он двигается все увереннее, координация все лучше, а для кошки он становится более предсказуемым, и в это время она может привязаться к ребенку даже больше, чем к взрослым членам семьи. К тому же лоток с туалетом и другие опасности на уровне пола теряют в глазах малыша привлекательность, он находит для себя более интересные объекты, до которых может дотянуться. Кошке, возможно, придется искать новые укромные места еще выше, но к тому времени, как ребенок дотянется до кошки на подоконнике, он уже будет довольно твердо знать, как можно и как нельзя обращаться с кошкой, и лучше помнить мамины наставления о том, что кису нельзя обижать.

Постепенно малыш научится правильно брать на руки и держать кошку, и, опять-таки, лучше, чтобы эти уроки были короткими и часто повторялись, чтобы кошка не страдала от затянувшихся объятий. На этом этапе ребенок может начать по мере своих сил ухаживать за кошкой, например, помогая маме кормить ее. Общение по-прежнему должно проходить под вашим присмотром, и чем чаще, тем лучше, чтобы ребенок не только узнавал, как вести себя с кошкой, но и учился разбираться в настроениях кошки, понимать язык ее тела, а позднее и ее потребности. Тогда можно быть уверенным, что ваш ребенок, когда вырастет, станет счастливым кошатником нового поколения.

0

6

Дети и животные - вместе, а не вместо

У детей, выросших без собаки или кота, уровень интеллекта ниже, нежели у детей из семей, имеющих животных. Кроме того, контакт с животными облегчает адаптацию детей в обществе. По крайней мере, так утверждают психологи. Видимо, недаром восьмилетний Малыш из известного мультика мечтал о друге — лопоухом щенке. Самое интересное, что исследование, которое провели не так давно российские ученые, изучая зоологические пристрастия детей, показало, что именно собаку больше всего желают видеть ребята в качестве четвероногого друга. Дальше следуют попугай, кошка, хомяк, рыбки, крыса и обезьяна. Входят в перечень и дикие животные: лев и тигр, а также лошади. При этом, если малышу плохо, его больше тянет к кошкам, собакам и рыбкам. Именно в такой последовательности. Хотя не исключено, что в качестве любимого дети называли то животное, которое живет у них в доме.

Впрочем, как и взрослые. Сколько известно случаев, когда человек был категорически против любой живности в доме, а затем буквально прикипал душой к крохотному мохнатому или пернатому комочку, наполнившему дом ощущением покоя, тепла и постоянства. Что уж говорить о детях. Ежегодно тысячи из них переживают развод родителей, растут в атмосфере семейных скандалов. И если нет возможности погладить кошку, пообщаться с собакой, повозиться с хомячком, забыв на это время обо всех неприятностях, ощущая домашний покой и уют, у ребенка может развиться серьезный невроз, ухудшиться состояние здоровья.

Недавний опрос британских пятилеток показал, что домашние животные – чуть ли не лучшие их друзья. У семилетних, которые уже лучше могут высказать свои мысли, собака как защитник стоит на втором месте после папы. С собакой, поясняют они, не так страшно оставаться в комнате, даже если в доме погас свет. А кошка почти такая же ласковая, как мама, в особенности когда ребенок плачет или болеет. Дети часто считают животных полноправными членами семьи и могут общаться с ними так же, как с мамой, папой, братом или сестрой. Это, в частности, подтверждает и ответ на вопрос, к кому бы кроха обратилась в случае возникновения проблем. Большинство юных англичан не в последнюю очередь называли домашних питомцев.

Существуют и другие плюсы общения ребят и зверят. Последние способны самым непосредственным образом влиять на здоровье маленького хозяина. Бытует мнение, что шерсть животных может вызвать у ребенка аллергию. Однако, по мнению американских педиатров, наличие в доме двух и более кошек или собак, наоборот, снижает риск возникновения аллергии у детей. Выяснилось, что 77% детей, живущих в таких «зоологических» семьях, проявляли удивительную устойчивость к аллергии. Как полагают медики, скорее всего, в данных случаях иммунная система ребенка активизируется, что приводит к подавлению некоторых видов аллергических реакций.

Есть данные, что дети, у которых есть животные, меньше болеют. Причем наибольшую пользу кошки и собаки приносят ребенку в возрасте от пяти до восьми лет. Ученые сделали анализ образцов слюны 138 детей, чтобы определить уровень содержания иммуноглобулина, отвечающего за работу иммунной системы. Он позволил сделать вывод о том, что присутствие в доме кошки или собаки заставляет организм маленького ребенка более активно сопротивляться инфекциям. Единственное, что при этом беспокоит медиков, так это привычка детей спать в одной постели с лохматым любимцем.

Способны животные и лечить. Скажем, известны методики лечения ряда заболеваний опорно-двигательной системы, в основе которых лежит катание на лошадях. Существуют специальные схемы лечения неврозов. Скажем, ребенку, страдающему от заикания как одного из проявлений невроза, намного легче войти в контакт с животным, таким же маленьким, молчаливым и беззащитным, как он сам, и начать с ним общаться. Гиперактивный малыш успокаивается, гладя кошку, собаку или хомячка, учится контролировать силу своих движений. При этом животное становится как бы посредником и помогает наладить отношения со взрослыми и всем окружающим миром.

Многие противники животных могут возразить: иной малыш не только не научится любви и состраданию, но измучит самого котенка или щенка. Во-первых, измучить зверька не так-то просто — даже маленький котенок способен постоять за себя или, в крайнем случае, просто спрятаться. А во-вторых, все зависит от отношения к животному взрослых — малыш будет копировать их поведение. Если родители принимают щенка или котенка как нового члена семьи, то для ребенка он станет другом, если же животное существует как предмет интерьера, то и ребенок быстро научится равнодушию и жестокости по отношению к любому живому существу.

Еще один вопрос, который возникает перед родителями, все-таки решившимися на живность в доме, это кто больше подходит малышу. Некоторые специалисты советуют ориентироваться на темперамент и тип личности ребенка. К примеру, интровертному, флегматичному нужен зверек, с которым можно было бы общаться с помощью звуков и прикосновений: морские свинки, хомячки, мышки. При этом нужно учитывать и притязания самих представителей фауны. Как известно, люди веселые и активные лучше уживаются с пернатыми: в гнетущей, унылой атмосфере птицы быстро заболевают и могут даже умереть от постоянного стресса. С черепахами малышам скучно: наблюдать за ними неинтересно, общаться невозможно, и потому очень быстро хозяева вообще перестают обращать на них внимание. Аквариум с рыбками больше подойдет детям рациональным, склонным к коллекционированию, знающим, чего хотят от жизни, а также беспокойным, легковозбудимым — длительное созерцание неторопливо плавающих рыб успокоит любую нервную систему.

Но по большому счету, ни один специалист не скажет, какое именно животное будет вызывать у всех домочадцев положительные эмоции. К примеру, в Австралии в последнее время стало популярным держать в качестве домашних животных насекомых, таких, как тараканы-гиганты. Места в квартирах и домах мало, а живую душу рядом иметь хочется.

0


Вы здесь » Brutal forum » Дети » Ребенок в семье